Два неисчерпаемых источника воспитания эстетического вкуса – это природа и искусство. Стремясь познавать законы красоты в этих двух сферах, мы постепенно создаем свой визуальный опыт, который потом подсознательно срабатывает, подбираем ли мы платье, скатерть на стол или игрушки на елку.

До этого ноября признаться я не была знакома с тем, что творил Матисс в свои поздние годы. А вы? Выставка «Страсть по цвету», куда мы отправились в рамках #Культпоход_состилистом стала для меня откровением. В этой совсем не масштабной экспозиции оказался такой концентрат знаний, идей и вдохновения, что уже очень хочу поделиться с вами.

«Живопись для меня, похоже, закончилась…Я за декоративное искусство, где могу использовать все, чему научился за свою жизнь. В живописи я возвращаюсь назад. В рисунке и художественном оформлении я – мастер, – так в 1945 году Анри Матисс говорит о новом этапе свое работы –обращении к технике декупажа.

После тяжелой операции Матисс не мог подолгу стоять у мольберта и стал «рисовать ножницами». Он закрашивал листы бумаги гуашью, вырезал из них фигуры, а затем комбинируя красочные фрагменты, составлял законченную композицию. «Вместо того, чтобы рисовать контур и закрашивать его цвет, я рисую непосредственно в цвете». Сохранить хрупкие работы из вырезок бумаги и насыщенность цвета помогла технология литографии. Это способ печати, при котором оттиск с гладкой поверхности камня переносился под давлением на бумагу. Сборник литографий, созданных техникой декупажа работ Матисса, вышел через 4 года после его смерти в 1958 году.

Известные\неизвестные факты судьбе и творчестве Матисса:

  • Имел образование юриста.
  • Впервые кисти в руки Матисс взял в больнице, долго лежа после операции.
  • Источники вдохновения: женская красота и путешествия. Путешествия по Ближнему Востоку оказали наибольшее влияние на его манеру (цвета, орнаменты).
  • Известен как импрессионист и позднее фовист. Но начина свой путь в живописи в классической манере
  • 2 детей, из них одна дочь внебрачная. Поздние годы связаны с помощницей, эмигранткой Лидией Делекторской, которая была младше на 40 лет.
  • Умер от рака. После того как врачи предрекли ему 3-4 года жизни, он прожил 13 лет, в которые не переставал творить.
  • Почерк Матисса: Эмоция, Цвет, Пространство воздуха, Свет

Так причем тут мода? Посмотрите в галерее, например, в его работе «Грусть короля» яркие контрастные открытые цветовые пятна уравновешены – нейтральным белым; черные же служат фокусом композиции. Так и в образе – контрастные яркие цвета можно легко сочетать если ввести между ними соединяющие – ахроматы (черный, белый, серый), а гармонию композиции образа задавать, ритмично расставляя цвета и повторяя схожие типы линий.

Листайте галерею и увидьте параллели того, как работают законы цветовых сочетаний, композиции образа и ритмов в работах художников и в модных образах.